Эмпиризм — это исключительное использование опыта, без теории или рассуждений. Система, которая опирается на опыт как источник всех человеческих знаний.
Слово эмпиризм произошло от греческого εμπειρία, что означает «опыт».
Это мнение о том, что все концепции берут начало в опыте; что все понятия, которые могут быть испытаны или все рационально приемлемые убеждения или суждения являются оправданными или познаваемыми только на основе опыта.
Эмпирика — что-то, что сформировано исключительно на практике, принятие выводов в течение экспериментального метода, опыта.
Эмпирик — человек, который следует собственным опыту и исследованиям; считает опыт доминирующим способом узнать истину.
Эмпирический опыт — это в некоторой степени тавтология (повторение одного и того же), но иногда она всё же используется. «Эмпирический» — уже само по себе означает «познаваемый опытным путём». И так получается «опыт, познаваемый опытным путём». Более правильное выражение будет «эмпирический метод».
Если говорится о чём-либо эмпирическом (будь то метод или путь) — значит познаётся опытным путём, не через изучение чужих работ, например путём чтения книг.
Эмпиризм Бэкона
Сэру Фрэнсису Бэкону, которого называют отцом эмпиризма, приписывают создание и популяризацию «научного метода» исследований природных явлений.
В то время ещё со времён Аристотеля в науке доминировали дедуктивные рассуждения (метод логического мышления, как целая цепь умозаключений, при которой частный вывод происходит из более общей идеи). А Бэкон ввёл новую на то время индуктивную методологию — тестирование и уточнение гипотез путём наблюдения, измерения и эксперимента.
Любой последователь Аристотеля мог бы логически вывести, что вода необходима для жизни, утверждая, что её недостаток вызывает смерть.
Разве пустыни не безводные и безжизненные? Это обоснованное предположение, но оно ограничено субъективным опытом наблюдателя и не основано на каких-либо объективных фактах, собранных о наблюдаемом.
Последователь Бэкона захотел бы проверить эту гипотезу и поэкспериментировал бы, используя при этом различные формы жизни, лишая их воды в различных условиях.
Результаты этих экспериментов позволили бы сделать более точные и разъясняющие выводы о зависимости жизни от воды.
Эмпиризм Локка
Основное утверждение эмпиризма — «Всё знание человека основывается на опыте».
Джон Локк
Английский философ Джон Локк предложил фундаментальный принцип эмпиризма: все наши знания и идеи возникают из опыта.
По мнению Локка, изначально пустая комната ума меблирована идеями двух видов. Первый: ощущения, которые мы получаем, представление о вещах, которые, как мы предполагаем, существуют вне нас в физическом мире. Второй: размышления, которые появляются у нас от нашего собственного мыслительного процесса.
Так, например, «твёрдый», «красный», «громкий», «холодный», «сладкий» и «ароматный» — всё это идеи ощущений. В то время как «восприятие», «запоминание», «абстрагирование» и «мышление» — идеи размышлений.
А такие как: «удовольствие», «сплочённость» и «существование», утверждал Локк, — это идеи, которые приходят к нам как из ощущений, так и из размышлений.
Всё, что мы знаем, всё, во что мы верим, каждая мысль, которую мы можем принять, состоит из идей, ощущений и размышлений, и ничего больше.
Мы, конечно, можем думать о том, что мы сами не испытали. Мы можем думать о динозаврах или единорогах, хотя никогда их не видели. Таким образом, Локк утверждает о первичном происхождении наших идей, об источнике их содержания.
Он различал простые и сложные идеи и признавал, что мы часто используем наши умственные способности, чтобы создавать сложные идеи, соединяя более простые компоненты.
Идея «единорога», например, может быть составлена из идей «лошади» и «одинарного спирального рога», а эти идеи, в свою очередь, составлены из менее сложных элементов.
Локк считал, что каждая сложная идея может быть проанализирована на составные части и что конечными элементами любого полного анализа должны быть простые идеи, каждая из которых получена непосредственно из опыта.
Имманентный эмпиризм
Это попытки философов описать структуру и закономерности нашего познания из сочетания отдельных впечатлений и взглядов. В истории это приводило и к полному скептицизму (например, учения Протагора из Абдер, Пиррона из Элиды или Мишеля де Монтень), и к предположению трансцендентного эмпиризма (система философа Дэвида Юма).
Трансцендентный эмпиризм
Самой типичной формой трансцендентного эмпиризма является материализм. При этом он принимает перемещающиеся в пространстве разновидные комбинации частицы материи за мир опыта (истину).
С этой точки зрения всё содержимое сознания и все законы знания изображаются как продукт взаимодействия организма с окружающей его физической средой, таким образом с помощью внешнего опыта формируется его внутренний мир.
Эмпиризм и рационализм
Спор между рационализмом и эмпиризмом касается степени, в которой мы зависим в наших попытках получить знания от сенсорного опыта (восприятия и ощущения зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. характера).
Рационалисты утверждают, что есть разные способы получения наших знаний независимо от сенсорного опыта.
А эмпирики утверждают, что сенсорный опыт является основным источником всех наших знаний и мировоззрений.
Рационалисты обычно развивают свою точку зрения двумя способами. Во-первых, они утверждают, что есть случаи, когда содержание наших мировоззрений или знаний опережает информацию, которую может предоставить сенсорный опыт.
Во-вторых, они создают доклады о том, как разум в той или иной форме предоставляет эту дополнительную информацию о мире.
Эмпирики предоставляют дополнительные направления мысли.
Во-первых, они разрабатывают доклады о том, как опыт предоставляет информацию, которую цитируют рационалисты, поскольку она вообще существует.
Эмпирики иногда выбирают скептицизм в качестве альтернативы рационализму: если опыт не может дать мировоззрение или знаний, на которые ссылаются рационалисты, то у нас их нет.
Во-вторых, эмпирики критикуют объяснения рационалистов о том, как разум является источником мировоззрения или знаний.
Эмпиризм и сенсуализм
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение, ум, понятие) — философское направление, в котором ощущения являются главным источником познания; его сторонники пытаются вывести всё познание путём деятельности органов чувств.
На протяжении долгого времени сенсуализм был главной формой эмпиризма.
Главная разница между эмпиризмом и сенсуализмом в том, что первый подразумевает присутствие: первоначальной теории (до осуществления опытов), всевозможных атрибутов (измерительные приборы и т. д.). А после завершения экспериментов производится анализ результатов с применением так же и интеллекта, подтверждая или опровергая первоначальную гипотезу.
В то время как опорой сенсуализму служат лишь органы чувств и эмоции.
Идеалистический и материалистический эмпиризм
Эмпиризм может делиться на идеалистический и материалистический.
Идеалистический эмпиризм отрицает материальную природу как основу опыта и поэтому предполагает ограничивать опыт совокупностью ощущений/представлений.
Материалистический эмпиризм утверждает наоборот — чувственный опыт основан на предметах материальной природы.