Что такое Сюрреализм

Значение Сюрреализма

Сюрреализм (фр. surréalisme, от sur- «сверх», «по ту сторону» + réalisme «реализм») — это авангардное художественное движение, в котором автор создаёт искусство, используя иррациональное или противоестественное сопоставление и сочетания.

Сальвадора Дали считают одной из самых главных фигур в развитии сюрреализма.

Сальвадор Дали, «Высокое мгновение», 1938 г.

У наблюдателя создаётся эффект, что автор увидел своё творение во сне. Сюрреализму свойственно присутствие иллюзий и визуального обмана, а также парадоксальная комбинация очертаний.

Сюрреализм стремился познать глубину человеческого подсознания, приблизиться к сверхъестественному и сотворить другую реальность, совершенно не похожую на обыденную.

Сюрреализм имел свой расцвет в Европе в первой половине XX века (между Первой и Второй мировыми войнами).

Сюрреалистичный, сюрреалистический и нереальный являются синонимами; означают «характерный для сюрреализма».

Сюрреализм в живописи

Польский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)

В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.

Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.

Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.

Художники-сюрреалисты:

  • Сальвадор Дали;
  • Жоан Миро;
  • Леонора Каррингтон;
  • Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
  • Рене Магритт.

Сюрреализм в литературе

Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:

  • автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель «плывёт по течению» своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
  • сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
  • иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
  • бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
  • ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
  • сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
  • революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
  • дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было «лидера» как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.

Сюрреализм в кино

Кадр из последовательности снов, разработанный Сальвадором Дали,
фильм «Заворожённый», Режиссёр: Альфред Хичкок, 1945 г.

Сюрреализм дал возможность кино превратиться в самостоятельную форму визуального искусства. Сюрреалистические фильмы отказались от линейных повествований и сюжетов, структур, заимствованных из литературы, и тем самым сделали революцию в кино.

Авторы не просто рассказывают зрителю какой-то сон или историю, а показывают весь процесс, это: нелогичные и иррациональные разрушения, беспокоящие образы, отрицая цензуру или логику бодрствующего сознания или морали. Как и многие сны, сюрреалистические картины очень сложно, порой невозможно, интерпретировать.

А герои в них зачастую показывают недостаток воли или бессилия, терпят потерю контроля и полностью смиряются с положением сна.

Также сюрреалистическим фильмам характерны:

  • шокирующие образы;
  • нападение на традиционные институты общества (такие как религия, семья или брак);
  • сильные чувства тоски, любви и сексуального желания;
  • самые неуместные или абсурдные образы как наглядные и конкретные факты.

Примеры сюрреалистических фильмов:

  • «Андалузский пёс» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1929 г.);
  • «Золотой век» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1930 г.);
  • «Призрак свободы» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1974 г.);
  • «Полуденные сети» (Режиссёры: Майя Дерен, Александр Хакеншмид, 1943 г.);
  • «Алиса», (Режиссёр: Ян Шванкмайер, 1987 г.).

Сюрреализм в фотографии

Если забыть о том, что фотография должна изображает реальность, перед нами появится совершенно другое психологическое, философское и художественное «поле».

Фотограф Нико Глассман

Сюрреалистические фотографии описывают по-разному: странными, необычными, нереальными, своеобразными, нелогичными, иррациональными, галлюцинаторными, удивительными, поразительными, дезориентирующими, расстраивающими, похожими на сны, даже беспокоящими и анархистскими.

Они стирают границы между реальностью и фантазией, показывают вещи, которые невозможны в обычной жизни. Они вызывают яркость воображения, что ведёт к интерпретациям мира, выходящим за пределы нашего обычного восприятия.

Сама приставка из французского «sur» кричит о реальности за пределом, выше и больше, чем знакомая нам реальность.

Фотографы сюрреалисты:

  • Ман Рэй (1890–1976; художник, фотограф и кинорежиссёр);
  • Морис Табар (1897–1984);
  • Ханс Беллмер (1902–1975; график, скульптор, фотограф, иллюстратор, писатель);
  • Дора Маар (1907–1997; художница, фотограф);
  • Эрик Йоханссон (родился в 1985 г.).
На рыбодобывающее предприятие СРОЧНО требуется КЛАДОВЩИК. Телефоны: 8 (4152) 218-037, 8 (4152) 218-000 / Рыбодобывающей компании требуется бухгалтер материального отдела. Опыт в коммерческих организациях, знание программы 1С. Тел. 219-443, 219-448, 219-449, 219-475 / Предприятию на постоянное место работы требуются: механик по транспорту, механизатор, грузчик-докер (стропальщик). Телефон: 466-106 / Судоремонтному заводу требуются: начальник блока цехов докового ремонта, начальник блока цехов надводного ремонта, технологи судоремонтных работ (возможен прием судовых механиков с опытом работы), начальник технического отдела, мастера. Официальное трудоустройство, достойная з/плата, все соц. гарантии. Телефон: 8(4152) 503-038 (в рабочее время) / На период путины на МРС-150 (западное побережье) требуется капитан. Телефон: 266-105 (в рабочее время) / На период путины (западное побережье) р. Кихчик требуются: повара, бульдозерист на Т-130, кухонные рабочие, электрик, слесарь ТО, сторож (на базу Аянка). Телефон: 266-105 (в рабочее время)