Аромат дефицита
Кризис, и не только экономический, длится уже более года, и стало понятно: что бы ни происходило, россияне не спешат отказываться от товаров, помогающих получать от жизни удовольствие. Например, духи — по итогам 2022 года продажи парфюма в стране выросли на 27,7% в годовом выражении, и 2023 год, судя по всему, покажет результаты не хуже. Вот только манера покупать духи за последние полтора года изменилась достаточно сильно.
В минувшем году 74% продаж традиционно пришлись на обычные торговые точки, однако объем дистанционной реализации парфюма, т.е. в интернет-магазинах, составил 10% — больше, чем когда-либо раньше. Действительно, продажи духов в 2022–2023 годах перекочевали в онлайн. В интернет-магазинах разворачиваются нешуточные страсти — почти что в прямом смысле «на миллион». Особо увлеченные (и, очевидно, не стесненные в деньгах) любительницы парфюмерии готовы отдавать около половины средней московской зарплаты за флакон вожделенной новинки.
Так, например, один из популярных американских брендов выпустил в 2023 году две новинки, идея которых продолжает ранее существовавший и ставший модным аромат — несколько вариаций на тему вишни. Официально их в Россию не привезут, а в интернет-магазинах флакон новинки объемом 75 мл продают за 40–45 тыс. руб. Спрос немалый — товар заканчивается очень быстро!
Ну а в сетевых магазинах, которые раньше заманивали приятными акциями, ситуация и вправду невеселая.
— У нас сейчас хорошее предложение, 30% скидка, — уверенно начинает завлекать продавец-консультант одного из французских брендов в магазине в центре Москвы. — Только надо посмотреть, что осталось. Вот этот аромат, кажется, только флакончик 30 мл есть, большие закончились… Здесь есть гель для душа, самих духов уже нет. Что вас интересует? Нет, кажется, это кончилось…
С каждым словом уверенность в голосе продавщицы медленно тает: кажется, она и сама понимает, что скидки 30% на фоне тотального дефицита товара выглядят не слишком привлекательно.
Консультанты других брендов уже даже не пытаются изображать оптимизм.
— Скажите, не появился ли у вас…? — говорю название аромата, который был выпущен во Франции еще летом.
Продавец-консультант смотрит чуть ли не с жалостью:
— Девушка, у нас вообще нет товаров.
И объясняет: параллельный импорт, конечно, процветает — но не для всех брендов он одинаково полезен, и не во все магазины он добирается одинаково успешно. Может быть, продолжает консультант, к апрелю привезут немного товаров, которые пользуются особым спросом, ну а про новинки и линейки «для ценителей» лучше сразу забыть.
Теперь посмотрим в интернет-магазине — есть ли там тот самый парфюм? Флакон аромата-новинки, который так и не доехал официально до России, можно купить за 24 500 рублей (флакон 125 мл), и это с учетом всех мыслимых скидок и акций. Хорошая новость — ура, он все-таки есть и доступен для покупки! Если очень уж хочется. Плохая новость — во всем прочем мире такой флакон стоит 120 евро, то есть почти втрое меньше. Хотя что толку знать, сколько товар стоит «на самом деле», если купить его по этой цене ты все равно не сможешь? Ну если только не будет оказии махнуть за границу…
Неудивительно, что активнее всего в 2022–2023 годах духи продавали в Москве и других городах ЦФО. Кстати, еще летом и осенью 2022 года продавцы-консультанты рассказывали, что в столицу перевозят запасы товара со складов в других регионах — чтобы московские покупательницы, как самые платежеспособные, позднее других ощутили какие-либо потребительские неудобства.