Директор крупнейшей дорожной строительной компании Камчатки «Устой- М» Михаил Ломакин подвел итоги 2022 года и ответил на вопросы журналистов.
-Ощутила ли на себе крупная строительная компания Камчатки влияние санкций?
-Да, ощутила, как и многие предприятия в нашей стране. Были у нас перебои с импортными запчастями и расходными материалами, но мы быстро отреагировали и нашли замену, также и с техникой — с немецкой перешли на китайскую. В любом случае и затраты понесли, и простои были, но сдали все объекты в срок.
-Не пришлось ли кадры сокращать?
-Нет. Кадры — наш приоритет, поэтому в первую очередь меры принимались для коллектива, который больше 20 лет сохраняем и увеличиваем.
- Сколько объектов в 2022 году вел «Устой-М» почти одновременно?
-По сравнению с 2021-м годом, когда у нас в работе одновременно было 7 объектов протяженностью 100 км, в 22-м году мы сдали 5 км усть- большерецкой дороги и 13 км старой елизовской трассы, всего — не более 4 объектов общей протяженностью 20 км.
-Можно ли говорить о том, что мутновскую дорогу вы строите с ноля?
-Нет. «С ноля» — это когда заходишь в лес или чистое поле. А на мутновской все-таки проезд имеется, поэтому и полосу отвода расчистили быстро, успели до снегопадов.
- Защитники природы убеждены, что асфальт и дикая природа несовместимы. Как вы это прокомментируете?
- Мне часто приходится бывать в других регионах и странах, и я вижу в заповедных природных местах заасфальтированные дороги, благоустроенные парковочные площадки, аккуратные мусорные баки. Что интересно, все это чисто, вписывается в природный ландшафт, а негативных следов человека нет абсолютно. Поэтому я убежден, что не асфальт вредит природе, а человек и его культура.
-Вашим бригадам приходится работать в диких местах, где часты встречи с медведями. Удается ли избегать столкновений?
-Для нас это уже давно норма. В местах, где возможны их выходы, мы установили соответствующие предупреждающие знаки. В моей 25-летней практике на дорожных стройках известны три летальных случая, когда медведи снимали с техники рабочих и съедал их.
- Давайте вспомним прошлогоднюю историю с бюрдюрами, когда общественники выявили недостатки на федеральной трассе. Это была технологическая ошибка? Правда ли, что Вы поменяли полностью бордюры на этом дороге?
-Да, это наша технологическая ошибка, мой личный недосмотр, поэтому мы заменили 100% бордюров на федеральной трассе «Морпорт-Аэропорт». Вопрос не только исправления допущенных ошибок, но еще в необходимости держать марку, качество и честное имя предприятия. В новом производстве ошибки не исключены, но учиться надо, что мы и делаем. Но сегодня проблема вышла на новый уровень, и она заключается в том, что компания, которая содержит эту трассу, мягко говоря, халатно относится к новому объекту госимущества. Идет деформация, разрушение не только бордюрного камня, но и дорожных знаков, наплавной разметки, остановок. - Т.е., получается, подрядчик при содержании не бережет чужой труд и государственное имущество? Может, ломает по невнимательности?
- Это пусть решают компетентные органы. Безусловно, хорошо, когда жизненный цикл автомобильной дороги сопровождается одной компанией ( т.е., компания строит и она же содержит объект), ну а что происходит в данном случае – оставлю без комментариев, на совести содержащей компании.
-Сколько в этом сезоне уже повреждено новых установленных бордюров? -Процентов 30. И мы видим, как снегоочистительная техника «убивает» обочины – такие четкие и повторяющиеся следы на бордюрах говорят о том, что их специально пытаются разрушить.
-Вы уже сообщили об этом в Минстрой и другие курирующие организации?
-Да, у нас работает комиссия, которая фиксирует механические повреждения, и задокументированные факты ложатся на стол Заказчику (Минстрою и Росавтодору). Но, знаете, трудно что-то строить с энтузиазмом, зная, что это будут ломать.
-Неужели специально вредят?
- Вредительство зависит от смелости. Кто-то побаивается и проделывает некие манипуляции за спиной, кто-то делает смелые заявления, подходы к конкуренции у всех разные, поэтому мы ко всему относимся с пониманием. Вообще, у нас давние сложившиеся отношения со всеми дорожниками, стараемся сотрудничать с новыми, которые заходят на наш рынок, с кем-то дружим, кому-то помогаем. Да, есть недобросовестные, конкурирующие всеми доступными способами (я в шутку таких называю «клуб обиженных»), но считаю, что тратить силы на борьбу с ними неразумно.
- Как федеральная трасса пережила зиму? (Кам24)
-Федеральная трасса пережила зиму прекрасно, переживет, как минимум, еще пять так же, но при соответствующем уходе. Даже сталь требует бережной эксплуатации. Тяжело создать что-то, зная, что завтра его будут намерено ломать. - 2022 году вы начали строительство дорогу к парку «Три вулкана». Почему не организовали альтернативный проезд?(Кам24)
-В проектной организации рассматривались все возможные варианты, но в итоге в сметный расчет не вошли затраты на строительство какого-либо объезда, потому что статус этого линейного объекта – стройплощадка, а не автомобильная дорога. Это юридическая терминология, которую трудно объяснить раздраженному обывателю из соцсетей. Туристическая отрасль мне, как жителю Камчатки, тоже очень важна, именно поэтому, рискуя своей ответственностью перед законом, я пропускал лицензированных туроператоров. И тот альтернативный проезд, о котором говорит губернатор, — это часть создания инфраструктуры и попытка выйти из сложившейся юридической ситуации, когда проезд по стройке уголовно наказуем для строителя, опасен для путешественника, а отсутствие проезда вызывает социальную напряженность.
-Вы займетесь альтернативным проездом?
-Мы, безусловно, будем помогать заинтересованным лицам, но не строить – нам хватает своих контрактных обязательств. А для прокладывания альтернативного проезда сначала необходимы разрешительные документы, порубочные билеты и все, что дает право вести стройку в лесной зоне.
-Какую из построенных дорог вы бы назвали своей визитной карточкой? -Хочется назвать много объектов, особенно тех дорог, которые ведут к Агинскому, Шанучскому месторождениям, откуда мы начинали свои первые шаги. Но надо также отметить самую крупную по масштабу мильковскую дорогу, на которой мы провели 13 лет.
- Какой ваш самый крупный объект 2023 года?
- Это, конечно, дорога в парку «Три вулкана», и по протяженности, и по объемам материалов. Хотя не менее важно строительство подъездной дороги к аэропорту, аэропорта Усть-Камчатском районе и дороги к Зеленовским озеркам.
- Как вы считаете, реально ли построить дорогу с Камчатки на материк? С экономической точки зрения краю нужен такой объект? -Построить вполне реально, у нас даже имеется трек, который записали отважные автомобилисты, проехав с Камчатки до Владивостока. Насколько экономически целесообразно ее строительство – пусть решают экономисты.
-Глаз радует мильковская дорога. Как вы оцениваете чистоплотность камчатских участников дорожного движения?
-Чистоплотность и уровень воспитания камчатских водителей оставляют очень сильно желать лучшего. Мы содержим мильковскую трассу и ежегодно вывозим с ее обочин сотни КамАЗов с мусором. Сотни! На старой елизовской трассе люди вообще не заморачиваются – просто приносят мусорный мешок в остановку и там его оставляют. И масштабы уборки иногда превышают объемы наших строек. Источник: «Камчатка1» https://kamchatka1.tv