Компактный почтовый ящик, намертво вмонтированный в стену, давно стал частью привычного интерьера и является самым удобным способом коммуникации в мире. Но так было далеко не всегда. В древние времена доставка корреспонденции была делом сложным и опасным, а форма и назначение коробов для сбора посланий претерпевали значительные изменения. Хотя патент на резные контейнеры был выдан в середине XIX века в США, изобретение по праву принадлежит европейцам.
Древний мир
Доставку личной корреспонденции в осуществляли пешие и конные гонцы. В Персии письмо передавалось по цепочке от одного курьера к другому, а вот в Греции ценное известие вез от начала до конца один человек.
В Римской Империи была развита система доставки депеш и даже разработаны условно короткие маршруты, но вместе с падением Рима исчезла и почтовая коммуникация. На многие столетия мир утратил возможность пересылки писем и ценных грузов на дальние расстояния.
Средние века
В Средневековье князья-феодалы отправляли своих представителей в другие уезды или государства, и таким образом обменивались информацией. Британских, голландских и португальских мореплавателей часто использовали для перевозки писем на морских и торговых судах. Сами моряки делились информацией с другими экипажами на Мысе Доброй Надежды. На берегу полуострова были устроены каменные «тайники», в которые и помещали записки члены команды.
«Башмак»
Однажды португальский караван под управлением открывшего Мыс Надежды мореплавателя Бартоломео Диаша, проплывал мимо полуострова и попал в сильнейший шторм. В результате погибли почти все суда. Уцелел только один корабль. Команда решила вернуться домой, но один из членов экипажа решил подробно описать случившееся на бумаге и оставил послание в башмаке на дереве, растущем на южноафриканском берегу. Через год письмо обнаружил Жуан де Нова, и в память о случившейся трагедии воздвиг часовню, около которой выросло новое поселение. Башмак еще долго служил контенером для писем, оставляемых моряками с проплывающих судов и населением. Спустя годы на берегу был установлен памятник одному из первых почтовых ящиков в мире.
Европейская почта
Почтовые линии Турн-и-Таксис
В средние века самыми известными каналами передачи корреспонденции были монастырская, королевская и университетская почты. Династия Турн-и-Таксис нанимала курьеров, которые лично доставляли письма европейским вельможам и частным гражданам в течение 400 лет (со второй половины ХV века до 1867 года) всего за 5 суток.
Венецианские и флорентийские тамбуро
В конце 16 века в Италии на фасадах городской ратуши и церквей начали появляться зловещие барельефы с отверстием для доносов. «Бдительные» горожане бросали в щели анонимные записки на «подозрительных» ученых, «предполагаемых» колдунов и обвинения на «врагов государства».
Триумфальное шествие по Европе
Средневековый «детектор лжи» стал прообразом почтовых ячеек во многих европейских странах:
- В 1653 году во Франции Жан-Жак Ренуар Де Велайе решил продолжить эксперимент, но без зловещего умысла.
- 1785 год, Вена, Австрия. Почтовые ящики, украшенные изображением письма и сигнального рожка, вешали на стены домов.
- Первый ящик-колонну для входящей корреспонденции из литого чугуна установили в Лондоне в 1866 году. Были также экспресс-ящики, куда можно было опустить письмо и монету оплаты услуги доставки. Короб был оснащен специальным рычагом для вызова курьера.
1874 год. Шведский конструктор разработал универсальную конструкцию с металлическими направляющими, прикрепленными к подвижному днищу прямоугольного ящика. Принадлежность к тому или иному почтовому департаменту определялась по цвету ящиков.
Россия
До XIX века услуги доставки корреспонденции в России предоставляли ямщики. Кибитки останавливались на почтовых станциях (ямах), где забирали и оставляли письма.
Первый почтовый ящик классической формы шириной 34 и высотой 58 см был представлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Это была деревянная конструкция, обшитая металлом. В ячейки можно было опускать конверт с оттиском Почтового департамента России. Легкие ящики иногда уносили вместе с содержимым, поэтому было принято решение изготавливать тяжелые чугунные короба, вес которых достигал 40 кг.
В 1910 году конструктор Юрий Шабаров разработал модель небольшого железного контейнера с открывающейся донной дверцей. Металлические капсы намертво прикреплялись на стену.
В 1928 году на московских трамваях появились мобильные ящики для писем. Корреспонденция извлекалась на остановке рядом с главпочтамтом, но такая практика не прижилась.
Сегодня любой человек может получать почту на дом, через персональную ячейку или заказать курьерскую доставку.